Картофелекопалка своими руками

0 2

Картофелекопалка своими руками

Предлагаемая конструкция предназначена для механизированной уборки картофеля. Двигаясь за микротрактором по междурядьям, данный прицепной агрегат лопатообразным лемехом «вспарывает» почву (на глубину до 100…120 мм), выкапывая клубни. Вместе с землей и ботвой они откидываются на цепочно-прутковый транспортер элеватора. Земля просеивается, а картофель, очищаясь от остатков стеблей во вращающемся барабане, рядком укладывается сзади. Параллельно ложится скрученная чуть ли не в веревку ботва.

Потери и повреждение урожая сведены к минимуму благодаря продуманности и надежности конструкции, а также соответствию ширины колеи используемого трактора, расстояния между колесами опорно-транспортного узла картофелекопалки междурядьям. В данном случае это 2×560= 11 20 мм и 560 мм (см. рис.).

Основу кинематики прицепной картофелекопалки ПКМ составляют карданные (от рулевого управления трактора Т-40), две цепные (от мотороллера «Тула-200»), две цепочно-прутковые (на базе роликовой цепи для сельхозмашин ПРД-38 — для элеватора и барабана-очистителя) передачи, а также угловой редуктор (от подборщика-копнителя ПК-1.6А с i=1:1). Крутящий момент поступает от вала отбора мощности самого трактора. В качестве независимого опорно-транспортного узла взята обычная транспортная тележка с составными колесами.

Звездочки использованы типовые с числом зубьев равным 9, 1 4 (от сельхозтехники) и 1 7, 38 (от мотороллера). Правда, ступицы у Z1 и Z4 пришлось несколько переделать, a Z6, Z7, Z11 (Z61, Z71, Z11 ‘) — насадить на радиальные однорядные шарикоподшипники с уплотнением типа 180 000.
Но все, естественно, намного упростится, если удастся достать соответствующие детали со списанного серийного картофелеуборочного комбайна.

Транспортер элеватора при этом несколько укорачивают по ширине, С него снимают трубочки. И добиваются, чтобы скорость движения цепочно-прутковой ленты превышала скорость наползания выкапываемого лемехом куста на нужную вам величину. Что же касается имеющихся в промышленном картофелеуборочном комбайне лотков, то установка их в конструкцию ПНМ (между барабаном и элеватором) не предусмотрена: усложнение в данном случае можно считать нецелесообразным.

Картофелекопалка собрана на самодельной раме-основании. Конструкция здесь, как это видно из иллюстраций, сварная. Выполнена из обрезков стального швеллера № 8 с использованием укосин (из швеллера № 5), стального уголка 63×40 мм и 8-мм пластин.

Из 5-мм пластины (Сталь 9ХС) изготовлен и лемех. Но можно его вырубить и из полотна циркулярной пилы — работать будет ничуть не хуже. Четырьмя болтами, имеющими головки «под потай», лемех крепится (следовательно, предусмотрена возможность замены при необходимости) к жесткому кожуху элеватора и затягивается гайками. Овальная заточка (под углом 30°) позволяет этому рабочему органу обходиться без большого заглубления. После механизированного окучивания зачастую оказывается вполне достаточным, чтобы оно не выходило за пределы 1 00… 1 20 мм. При этом практически полностью исключаются порезы клубней.

Предусмотрено изменение наклона элеватора (значит, и «угла атаки» лемеха) путем вариации места крепления кожуха к раме-основанию (на иллюстрациях не показано), как, впрочем, и фиксация редукционного узла.

Конструкция последнего (см. рис.) само-дельная. Состоит из жестко связанных друг с другом цилиндрических корпусов: втулки и стакана из Стали 30. В них вращаются на шарикоподшипниках ведущий и ведомый валы из Стали 45 с насаженными на призматические шпонки звездочками.
Как уже отмечалось, ступицы у звездочек (z1=17 и Z4=38) приварные. Технология изготовления подобных с достаточной полнотой уже освещалась журналом (см., например, «М-К» 5’91). Причем в качестве ступицы для Z4 можно взять 25-мм отрезок стальной водогазопроводной усиленной трубы 33,5×4.

Самым, пожалуй, сложным для изготовления в условиях «домашней мастерской» будет барабан-очиститель. В основе его — две 1 790-мм роликовых цепи ПРД-38. Точнее — 94 звена, расположенных не на своих осях, а на концах 47 стержней с защитной (чтобы не повредить случаем клубней) оболочкой посредине. Для натяжения получающегося «беличьего колеса» и придания ему определенной прочности служат два диска, согнутые из 1 760-мм отрезков предварительно отпущенного стального уголка 20×20 мм. Причем сварку выполняют здесь после натяжения цепи.

Но можно обойтись и двумя готовыми ободами колес от подросткового велосипеда, если таковые у вас под руками окажутся. На низ с помощью струбцин «беличье колесо» натягивается и поэлементно приваривается. Для получения еще большей жесткости конструкцию можно усилить наваркой прутков (10…12 мм) рифленой арматуры.

«Беличье колесо» вращается, зажатое между звездочками, располагающимися на двух осях и на валу (закрепленных на опорном диске с помощью шести приварных пластин). Причем и оси, и вал — составные. Сделаны по одной технологии и представляют собой водогазопроводную трубу соответствующего диаметра, с обеих сторон имеющую приваренные концевики из Стали 45.

Обе оси — неподвижные. Приварены и опорным пластинам. А вот ведомые звездочки на осях вращаются, так как втулка каждой насажена на внешнюю обойму шарикоподшипника 180 206. Причем оси привариваются к опорным пластинам после напрессовки шарикоподшипников со звездочками и регулировки их положения. Что касается вала.

то он вращается на подшипниках 1 80 206. А с ним вращаются и ведущие звездочки, заставляя крутиться и сам барабан. К «входной» ведущей звездочке крепится четырьмя винтами М10 фланец с приваренной к нему карданной вилкой. Аналогичную конструкцию имеет и ведущий вал элеватора. Звездочки Z=14 вращаются вместе с ним, будучи посаженными на призматические шпонки 8x7x45 мм и зажатыми с боков с помощью распорных колец и втулки, выполненных из отрезков стальной бесшовной холоднотянутой трубы. Ионическая шестерня приварена к валу. Посадка пары подшипников в корпус редуктора производится вглухую; крепление корпуса редуктора к опоре осуществляется болтами М12.

Входная ось цепочно-пруткового транспортера напоминает собой болт с резьбой М24 на конце. Ось вставляется в отверстие кожуха на левом борту. Затем надевается распорная втулка, а следом идет подшипник 180 205 с напрессованной на его внешнюю обойму звездочкой Z=14. Надеваются промежуточная втулка, второй подшипник со звездочкой, распорное кольце. А следом за этим вставляется ос& в отверстие кожуха на правом борту. Крепеж завершается гайкой М24 с шайбой.

Цепочно-прутковая лента — это как бы видоизмененное (растянутое) «беличье колесо». Она выполнена на базе двух
г670-мм роликовых цепей ПРД-38. Но прутьев здесь уже несколько меньше (44 шт.). Вдобавок ко всему они и покороче «беличьих»: 275 мм. Для лучшего скольжения ленты по ползуну последний выполнен из фторопласта-4Д. Закреплен он на балке усиления конструкции при помощи четырех винтов Мб с потайной головкой. Располагаясь на бортах кожуха элеватора, оба ползуна служат опорной поверхностью для звеньев цепи и предохраняют ее от повреждений.

Теперь осталось рассмотреть лишь опорно-транспортный узел. Но он достаточно прост по конструкции, и какие-либо затруднения при изготовлении вряд ли у кого способен вызвать. Размеры и крепление деталей ясны из иллюстраций.
Шестилетний опыт эксплуатации картофелекопалки ПКМ показал и высокую надежность данной конструкции, и ее преимущества выявил по сравнению, скажем, с барабанно-шнековой. А кинематика оказалась настолько удачной, что Красноярский комбайновый завод решил взять ее за основу при разработке массовой модели. Только вот что-то не видно ее в продаже. Но нам к такой неразворотливости заводчан, как говорится, не привыкать.
Чертежи картофелекопалки

Картофелекопалка своими руками

Картофелекопалка своими руками

Картофелекопалка своими руками

картофелекопалка, картофелекопалка для минитрактора

Источник: www.umeltsi.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.