Установил дизельный двигатель от мотоблока на мотоцикл Ява
Мото самоделка JAWA-375D с дизельным двигателем. Далее фото и описание переоборудования мотоцикла.
Этот дизельный мотоцикл, разработал изобретатель-одиночка Иван Олифир из города Борзна, Черниговской области.
Техническая характеристика JAWA-375D
- Двигатель – СН-6Д тип – дизельный, 4-тактный, непосредственного впрыска
- число цилиндров – 1
- рабочий объем – 375 см3
- диаметр цилиндра/ход поршня – 80/75 мм
- степень сжатия – 19,3
- система смазки – принудительная
- максимальная мощность – 6 л.с. при 3000 об/мин
- максимальный крутящий момент – 14,9 Н-м при 1500 об/мин
- охлаждение – воздушное, принудительное
- система запуска – кикстартер
- максимальная скорость – 90 км/ч
- эксплуатационный расход топлива – 1,6-2,2 л/100 км
Технические особенности конструкции
Авто взял в работу 1-цилиндровый 4-тактный дизель непосредственного впрыска СН-6Д, его обычно устанавливают на мотоблоки, мотопомпы, генераторы и пр.
На фото: дизельный двигатель СН-6Д мощностью 6 л.с
Но, чудес не бывает: потрясающая экономичность агрегата оборачивается весьма значительной – почти вчетверо меньшей мощностью, чем у мотора Jawa – всего 6 л.с. при 3000 об/мин, а показатель максимального крутящего момента (1,5 кг-м) примерно вдвое ниже. Но зато такой момент выдается при намного меньших оборотах! На «низах» дизель даст фору бензиновому двухтактнику в тяговитости.
Так как коленвал у СН-6Д расположен продольно, скомпоновать его со штатной «явовской» коробкой передач непросто.
Мастер, перекомпоновал весь «зад» мотоцикла. Из «Днепра МТ-10» в Jawa перекочевали: КП, карданная передача с мостом и задним колесом, а также маятник.
Возле педали тормоза еще один рычаг – включения задней передачи.
На коническую заднюю шейку коленвала через специально выточенный переходник посадил маховик от МТ-10, через дюралевую проставку к картеру двигателя присоединил коробку передач. Так как силовой агрегат получился намного длиннее «родного» мотора и не помещался в раму, ее пришлось разрезать и удлинить на 280 мм. После чего двигатель закрепил на четырех сайлент-блоках.
Для крепления «днепровского» маятника в раму умелец вварил новые опоры, благодаря чему смог использовать славящиеся долговечностью «родные» «явовские» резиновые втулки. Но маятник пришлось сузить – вырезать его среднюю часть, а затем сварить половинки между собой.
Чтобы оптимально использовать мощность и тяговое усилие двигателя, в главной передаче установил «ускоренный» редуктор-»девятку» с передаточным числом 3,89 от мотоцикла М-72.
Большое достоинство конструкции – в мотоцикле нет аккумулятора. В нем, по большому счету, нет надобности: зачем дизельному мотору искра?
Аппарат может простоять сколь угодно долго – хоть три года, и не нужно беспокоиться, что не заведется. В нем нет ни замка зажигания, ни противоугонного устройства (если не считать хитрой комбинации рычагов на топливном насосе: разобраться в них несведущему совсем непросто).
А между тем, светотехника работает гораздо лучше, чем штатная – благодаря 90-ваттному 12-вольтному генератору переменного тока от «Восхода» (к дизелю генератор «штатным расписанием» не предусмотрен), который изобретатель установил на переднюю коническую шейку коленвала. Блок регулятора напряжения и реле поворотов – от того же «Восхода».
Поскольку удлинил раму, руль пришлось основательно перекроить – загнуть рукоятки назад: без этого до руля сложно дотягиваться. А с такими управлять удобно.
По словам изобретателя, ему удалось свести к минимуму усталость в дальних поездках. В целом же удлиненная база в сочетании с «явской» подвеской обеспечивает мотоциклу очень мягкий ход.
Несмотря на то, что мощность дизеля почти вчетверо меньше, чем у «родного» мотора, максимальная скорость на дороге без уклонов упала всего на четверть – до 90 км/ч. Что следует считать нормальным показателем. Сравним с «Иж-7» с движком мощностью 6,5 л.с.: он также разгонялся до 90 км/ч.
Поскольку в дизеле непосредственный впрыск топлива, звучит он жестко, громко, с характерным стуком. И «не любит» небольших оборотов. Кому-то это не очень понравится. Но за экономичность и беспроблемный запуск приходится чем-то расплачиваться.
Регистрация самоделки
Любого изобретателя или передельщика интересует не только «железная», но и «бумажная» сторона дела. Рассказываем.
На воплощение своей идеи в металле и оформление необходимых документов автор, затратил около четырех лет. Но случались и удачи. Скажем, зарегистрировать замену штатного двигателя «Явы» на дизельный оказалось на удивление несложно. Согласовал конструкцию в ГосавтотрансНИИпроекте, где получил акт технической экспертизы, а также разрешение на установку двигателя и карданной главной передачи. После того, как предъявил мотоцикл и документы на него в МРЭО, в свидетельство о регистрации были внесены соответствующие изменения. Машина узаконена!
Мотоцикл на ходу, все в нем работает, но изобретатель продолжает его совершенствовать. Олифир уверен, что в недалеком будущем такие агрегаты станут востребованными, ведь расход топлива на 100 км пути составляет в среднем 1,6 л по асфальту, 1,8 л – по грунтовой дороге и 2,0-2,2 л – при движении по городу. Это примерно в три раза меньше, чем потребляет движок обычной Jawa. На одном заправленном баке можно проехать более тысячи километров!
Автор: Иван Олифир.
Источник: sam-stroitel.com
[…] Установил дизельный двигатель от мотоблока на мотоцик… […]